ОБРАЗОВАНИЕ | КУЛЬТУРА | ИСКУССТВО
Как помочь ученикам поверить в самих себя
Исследования показывают, что подход
"я смогу" имеет решающее значение
для достижения успеха
С такими словами обратилась ко мне, учителю-практиканту, преподаватель пятых классов, убеждая, что не стоит тратить дополнительное время на обучение ребенка чтению.
Vicki Zakrzewski
"Все равно она станет уборщицей"
Как только шоковое состояние, вызванное данным утверждением, прошло, я поняла, что убеждения и предположения преподавателя потенциально могут поставить под угрозу качество жизни и будущие устремления ученика. Очевидно, что навыки чтения необходимы в жизни. А что если этот ребенок хотел стать исследователем в области раковых заболеваний, или пилотом, или аниматором студии Pixar?
Важная часть работы учителей – признать огромный потенциал в учениках, помочь им увидеть этот потенциал и поддерживать в его применении.

Другими словами, нам нужно помочь им культивировать надежду.

Что такое надежда?
Исследователи превратили эту эфемерную концепцию в практику. Надежда - это способность человека достигать своих целей. Это могут быть большие академические достижения, успехи в творчестве или навык справляться с проблемами, а также умение бороться с депрессией и тревожностью.

Надежда включает в себя две составляющие: стремление и мотивацию. "Стремление" - это дорожная карта для достижения цели, которая создается учеником и включает альтернативные маршруты, когда возникают препятствия. "Мотивация" - это убеждение ученика, его уверенность в том, что он сможет достичь своей цели.

Хотя оба этих условия имеют огромное значение, новые исследования, опубликованные журналом Learning and Individual Differences, показывают, что мотивация является решающим в данном уравнении.

Данте Диксон и его соавторы обнаружили, что "high hopers" (студенты с высоким уровнем мотивации и стремления) и "high agency thinkers" (студенты с высокой мотивацией, но низким стремлением) показывали лучшие академические и психологические результаты, в том числе веру в свой успех в будущем, по сравнению с "low hopers" (студентами с низким уровнем мотивации и стремления) и "high pathway thinkers" (студентами с большим стремлением, но низкой мотивацией).
"Смотреть в будущее в позитивном ожидании – мощная сила на сегодняшний день, поскольку она влияет на принятие решений, ход мыслей и поведение", - пишет Диксон.
Таким образом, если ученики смогут культивировать в себе мотивацию, а впоследствии – надежду, уверуют в свой потенциальный успех и изучат, как их текущее поведение влияет на их будущее, тогда они смогут больше посвятить себя занятиям в школе и упорствовать в достижении более амбициозных целей.

Три способа "культивировать надежду".
Хотя исследователи в данной области и вывели фантастический метод развития способностей учащихся, но все же культивирование мотивации немного сложнее, потому что необходимо принимать во внимание бэкграунд ученика, его убеждения и самооценку. Это сложная психологическая мешанина, но даже в этом случае большинство людей развивают мотивацию хоть в какой-то степени.

Ключевой момент заключается в развитии у учащихся чувства самоэффективности или убеждения, что они способны добиться успеха. Согласно Диксону, самоэффективность = "я смогу", тогда как надежда = "я сделаю".
Другими словами, вера в то, что "я смогу" достичь цель – это шаг к "я это сделаю".
Прежде всего, педагогам необходимо создавать эмоционально безопасную образовательную среду. Желание и мотивация учащихся к обучению и успеху возрастают, когда они могут рисковать, совершать ошибки, терпеть неудачу, не боясь унижения, позора или других последствий.

Исследование самоэффективности показывает, что опираться на успехи в прошлом – важнейшая составляющая веры в будущий успех. Однако у некоторых учеников достижения могут отсутствовать или они могут расти в среде или обществе, где, из-за не зависящих от них обстоятельств, их возможности ограничены и успех кажется недостижимым.

Пока не изобрели волшебной палочки, которая сиюминутно решит все эти проблемы, предлагаем вам три идеи для педагогов, которые считают ключевым моментом своей работы развитие мотивации учащихся.
Осознанное отношение к внутренним ощущениям
Чтобы изменить наши убеждения о себе, мы должны сначала знать, что они собой представляют. Но существует и темная сторона - мы часто не осознаем их или то,
как они управляют нашим выбором и поведением. Именно здесь на помощь приходит практика mindfulness – практика осознанного подхода.

По словам Альберта Бандуры, ведущего эксперта по самоэффективности, люди часто полагаются на свою физиологическую реакцию, принимая решение о способности справиться с какой-либо задачей. К примеру, если учащийся испытывает серьезную тревогу за ночь перед своим выступлением с докладом, он начинает думать, что не способен на публичные выступления и, следовательно, решает "приболеть" в ответственный день.

Практика mindfulness помогает понять наши чувства и ощущения на уровне выше физиологического. Это позволит нам действовать осознанно: мы можем легче идентифицировать убеждение, которое вызывает ту или иную реакцию, перестать верить в него (потому что mindfulness учит нас: "мы – это не наши мысли") и заменить его более позитивным. В таком случае мы можем делать выбор в пользу более конструктивных действий.

И действительно, исследователи обнаружили, что учащиеся, которые имеют более осознанный подход, обладают большей самоэффективностью и таким образом легче переживают неудачи.

Проявляйте к себе сочувствие
Иногда может быть трудно развить в себе умение действовать осознанно (откровенно говоря, я полагаю, что это бесконечное путешествие, так как жизнь снова и снова ставит нас в те ситуации, в которых мы не совсем уверены, как действовать).

Для тех из нас, кто имеет привычку винить себя за все ошибки и неудачи, развитие этой способности является особенно сложной задачей. Преодоление привычного убеждения "Я не способен и поэтому проиграю, и поэтому никогда ничего не добьюсь" может потребовать гораздо больше усилий.

В этот момент, когда ученик научится бережнее относиться к самому себе и поймет, что совершать ошибки – это часть человеческого опыта, тогда он с большей вероятностью сможет поменять свои убеждения. Действительно, исследования показывают, что учащиеся, которые себя судят и осуждают, имеют более слабое чувство самоэффективности, тогда как у эмпатийных учеников оно сильнее.

Но этого недостаточно, чтобы утешить свое Я. Также потребуется изменить то убеждение, которое вызывает эмоциональное расстройство. В том же исследовании, которое связывает mindfulness с самоэффективностью, исследователи обнаружили, что положительная переоценка ситуации - метод, который используют "high hopers" (студенты с высоким уровнем мотивации и стремления), чтобы справляться с неудачами.

Возьмите к примеру ученика, который сознательно преодолел свое беспокойство для выступления на публике. Что делать, если тревожность осталась? Вместо того, чтобы испытывать чувство неудачи и беспокойства, можно напомнить себе, что многие люди боятся публичных выступлений больше смерти, и что это дело требует практики, а после – похвалить себя за блестящее выступление!

Как мы видим наших учеников?
Хотелось бы думать, что педагог пятого класса, о которой я упоминала вначале, была бы в ужасе, если бы узнала о потенциальном влиянии ее заявления на личную и академическую жизнь ученицы. В конце концов, отношения между преподавателями и учениками - это сердце всего процесса обучения. И исследования снова и снова доказывают огромное влияние этих отношений на учеников, как краткосрочное, так и долгосрочное.

Тем не менее, требуется большая работа, чтобы превратить бессознательное в осознанное, и понять, что может быть полезно ученикам.

Для начала преподаватели должны отметить для себя, что они думают о своих учениках, на что обращают свое внимание – на слабые или сильные стороны? В данном случае необходимо думать не об одном конкретном ученике, а рассматривать непосредственно свои убеждения в более широком общественно-политическом контексте.

Например, Джефф Дункан-Андраде утверждает, что, когда мы считаем, что все учащиеся могут быть успешными, если они просто достаточно усердно работают и "играют по правилам", тогда мы не можем признавать препятствия для успеха маргинальных учеников. "Это в значительной степени делегитимизирует боль, которую испытывает городская молодежь в результате неравенства общества", - пишет Дункан-Андраде.

Вместо этого он полагает, что преподаватели должны стоять на стороне молодежи, разделяя бремя их отчаяния и ярости. Более того, учителя должны оказывать сопротивление идеологии, которая ставит одних выше других.

"Мы не можем относиться к нашим ученикам как к чужим детям", - пишет Дункан-Андраде. "Их боль - наша боль".
Каждый ребенок заслуживает своего шанса и имеет право исследовать свой потенциал.

Помогая ученикам поверить в себя, когда, возможно, никто другой это не сделает, и работать с ними, культивируя надежду там, где, по-видимому, ее нет – величайший подарок учителей своим ученикам.
Vicki Zakrzewski,
доктор философии, директор по образовательной части в The Greater Good Science Center.
Источник: greatergood.berkeley.edu
Made on
Tilda